avangard-pressa.ru

III. Беседа по теме урока, работа с учебником - Педагогика

Откройте учебники на с. 130, прочитайте текст и рассмотрите картину.

— Как называется фрагмент из приведенной картины?

— По каким признакам, изображенным на картине, мы видим, что перед нами - эпизод военного сражения?

— Как называется жанр такой картины? (Исторический.) Часто, рисуя историческую картину, художники показывают и ее сюжете действительно существовавших исторических лиц. Посмотрите сами.

(Демонстрация репродукций, слайдов или презентации.)

1. Картина художника В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

— Кто такой А. Суворов? (Великий русский полководец, генера­лиссимус, который не проиграл ни одного военного сражения.)

На картине показан эпизод, когда Суворов переводит свои войска через горы Альпы, чтобы нанести врагам удар с той стороны, откуда они не подозревают. В центре - образы русских солдат на фоне неприступных скал. Старые солдаты, которых мы видим на первом плане картины, сосредоточенны и суровы, один за­крывает лицо плащом, чтобы не видеть пропасти, в которую при­ходится спускаться. Видимо, им уже приходилось бывать вместе с гениальным полководцем в сражениях.

Молодой солдат смотрит на своего командира с любовью и восторгом, хотя не так просто карабкаться по отвесным ска­лам, страшно думать о первом сражении. Но ни на одном лице мы не найдем следов страха или трусости. Чтобы поддержать боевой дух солдат, войско ведет сам полководец, сидящий на коне. Он словно произносит свои любимые слова: «Не робейте, ребята, с вами Суворов!» Суворов — действительное, реальное историче­ское лицо, и поэтому вполне оправданно, что художник поместил его образ на картину. На заднем плане в картину введен пейзаж, показана застывшая в холоде природа альпийских гор, засыпан­ных снегом. А на фоне замерших скал художник изобразил дина­мичные действия людей, бесстрашных русских солдат-богатырей, которые идут через непроходимые горы, чтобы дать бой, вступить в сражение и выиграть его.

Как вы видите, здесь использован прием контраста.

— В чем проявляется контраст в этой картине?

— Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров?

— Перечислите, какие жанры вы здесь увидели и в каких фраг­ментах они присутствуют. (Портрет — портреты А. Суво­рова и солдат; пейзаж — снежные горы, небо.)

2. Картина художника В. Серова «Петр I».

Русский царь и преобразователь Петр I изображен на фоне строительства Санкт-Петербурга. Царь вместе со свитой идет по болотистому берегу, впереди видны строящиеся корабли, благодаря которым будет открыто морское сообщение России со всей Европой. А на заднем плане уже сияет шпиль Петропав­ловской крепости словно символ будущего великого города. Один из художников так обрисовал образ главного героя — императора Петра: «Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр... ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза... Чувствуешь, что это — гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен подчиниться весь мир и даже стихия» (А. Бенуа). За Пе­тром едва поспевают его приближенные. На картине образ импе­ратора получился таким, как описал его А. Пушкин в своей поэме «Полтава»:

...Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен...

В стремительном шаге Петра, в бурлящей воде и несущихся облаках видна сила, которая преобразит Россию. И в этой картине использован прием контраста.

— Какие образы здесь находятся в контрасте с фигурой Петра? (Его приближенные, свита.)

Ветер развевает одежду его свиты так, что можно подумать, будто перед нами проходит странный маскарад.

— Можно ли сказать, что в этой картине присутствует сразу несколько жанров?

— Перечислите, какие жанры вы здесь увидели и в каких фраг­ментах они присутствуют. (Портрет — портреты царя, его приближенных, портрет на заднем плане; пейзаж — берег моря, волны, небо с бегущими по нему тучами.)

— Как называются картины, где изображено какое-то исто­рическое событие или историческое лицо? (Исторические.)

Теперь обратимся к картинам другого направления: рассмо­трите примеры этого жанра на с. 131 учебника и прочитайте текст.

— Как называются эти картины по своему жанру? (Бытовые.)

— Что такое быт? (Окружение человека, повседневные вещи, среди которых он живет.)

Рассмотрите репродукцию картины художницы 3. Серебря­ковой «За обедом».

— Какие детали быта людей вы можете там выделить? (Мебель, посуда, одежда, пища.)

Какой уровень жизни этой семья? Видимо, достаточно высо­кий. Об этом свидетельствуют спинки дорогих стульев, накрытый белой скатертью стол. Он сервирован красивым обеденным сер­визом — с богатой фарфоровой супницей, серебряной разливательной ложкой. У каждого ребенка - по две тарелки, а обеденная салфетка для губ, которая расположена на ближайшем к зрителю уголке стола, вдета в специальное кольцо.

Это портрет детей автора картины, художницы 3. Серебряко­вой, что подчеркнуто даже их внешним видом: два старших мальчика одеты в одежду, которая напоминает специфический халат художников, — блузу.

Видно, что дети обедают дома, у них непринужденные позы, выражения лиц спокойные. Кажется, будто они только что действительно обернулись к маме, которая сидит рядом за мольбертом и рисует их портреты.

Присутствует ли в этой картине контраст или ее главным приемом является согласованность персонажей? Конечно, в кар­тине присутствует согласованность, мы видим изображение мир­ного домашнего момента, который повторяется изо дня в день. И по всему видно, что среди детей также царит мир и согласие. Правда, можно предположить, что мальчик, который сидит на стуле ближе к зрителю, немного непоседа и задира. Недаром художница изобразила его волосы слегка взъерошенными.

Одной из самых известных картин из жанра бытовых является картина художника Ф. Решетникова «Опять двойка». Посмотрите, какую сценку запечатлел на ней художник.

(Демонстрация репродукции.)

- Сколько героев изображено на картине и кто они? (На кар­тине изображено пять героев — четыре человека и собака, друг мальчика. У каждого героя свое настроение, и это очень ясно передано художником с помощью мимики — выражения лиц персонажей.)

- Расскажите о настроении каждого из персонажей картины.

- Кто главный герой картины? (Мальчик в пальто и с портфе­лем в руках, расположенный в левом нижнем углу картины.)

- Почему вы думаете, что именно он получил двойку? (Малень­кий мальчик еще дошкольник, а девочка, видимо, отличница.)

- Есть ли на картине персонаж, который искренне радуется приходу мальчика-двоечника? (Да, есть: это собака, кото­рая встречает хозяина, радостно бросаясь ему навстречу.)

Картина написана в середине XX в., и в ней видны многие приметы этого времени: на девочке и на мальчике-двоечнике обязательная школьная форма, которая в наши дни отменена, мальчик обут в калоши поверх ботинок — сейчас калоши тоже не носят. А раньше это считалось удобным: прошел до школы по улице в калошах, а в школе снял их и остался в чистой обуви. Маленькая сценка из жизни, которую увековечил художник Ф. Решетников в своей картине под названием «Опять двойка», находится в Третьяковской галерее.

— Какие бытовые детали вы видите на картине «Опять двойка»?

— Какой художник нарисовал эту картину?

— Как можно отличить картину историческую от бытовой?

— Какие образы нередко изображаются на картине исторической?

— Какие детали чаще всего изображаются на картине бытовой?

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Картины ис­торические и бытовые». Запишите названия картин, репродукции которых вы видели на уроке.

1. В. Суриков «Переход Суворова через Альпы».

2. В. Серов «Петр I».

3. Ф. Решетников «Опять двойка».

V. Знакомство с заданием для самостоятельней работы

Вы можете выбрать сами, картину какого жанра вы сегодня нарисуете. Подумайте, что вам ближе и что вы сможете передать рисунком: какой-то исторический момент или фрагмент вашей жизни. Прочитайте задания на с. 131 учебника: там приведены темы для выбора рисунка жанровой тематики.

(Школьники выбирают тему рисунка и приступают к выпол­нению работы на нужную тему.)

VI. Физкультминутка

Вы знаете, что в мае ежегодно проводится парад войск на Красной площади в ознаменование Дня Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. На физкультминутке мы прове­дем не просто игру с метроритмическими движениями, а своеоб­разный конкурс с военной тематикой на внимание. Он называ­ется «Разведчики, парад, засада». Для проведения конкурса надо выучить три вида движений. Первое - парадный шаг.

— Вы видели, как солдаты шагают на параде?

— Какой у них при этом бывает шаг? (Уверенный, четкий, с вы­соким подниманием колен.)

— Каким должно быть положение корпуса во время ходьбы? (Плечи развернуты, голова приподнята, спина выпрямлена.)

Прошу всех встать. Теперь давайте попробуем все вместе пройти парадным шагом на месте.

(Школьники маршируют на месте парадным шагом.) Таким шагом вам и нужно будет идти, когда вы услышите команду «Парад!».

Для показа движения разведчиков вам понадобится идти другими шагами - осторожными, тихими, на цыпочках, слегка согнувшись. Так идут разведчики, когда им надо незаметно пройти в тылу врага, чтобы узнать нужные сведения. Ведь при этом важно, чтобы их никто не услышал. Попробуем пройтись таким шагом.

(Школьники маршируют на месте легким шагом на цыпочках.)

Третий вид движения в этой игре называется «засада». Вы должны присесть на корточки, словно разведчик, который желает остаться незаметным, и при этом наблюдать, что делается вокруг.

(Педагог показывает вид движения - вместе с ребятами са­дится на корточки, охватив колени.)

Итак, вы выучили все три движения, который понадобятся и игре «Разведчики, парад, засада». Теперь слушайте внимательно задание.

Я буду произносить эти три слова, а вы должны без ошибки мы полнить нужное действие.

(Несколько раз проводится игра «Разведчики, парад, засада».)