avangard-pressa.ru

Государство и общественные объединения - Государство

В современном мире публичные интересы людей реализуются не только через государственные органы и политические партии. Все большую роль в политических системах современных стран играют социально-экономичес­кие, социально-культурные общественные объединения некоммерческого ха­рактера. Они чрезвычайно разнообразны как по названию (союзы, общества, движения, организации, ассоциации, фонды и т. д.), так и по степени органи­зованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь.

В отличие от государственных образований эти организации не имеют властных полномочий и не могут принимать общеобязательные решения. Кроме того, они выражают не общие, а групповые интересы населения и объединяют не все, а отдельные его категории.

Говоря о взаимоотношениях государства и общественных организаций, необходимо иметь в виду, что эти отношения строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Речь идет о сотрудничестве, взаимопомощи, координации, руководстве со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определении общего направления их деятельности, надзоре и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Общественное объединение - это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих ин­тересов для достижения общих целей.

Хотя многие из социально-экономических и социально-культурных объ­единений заметно воздействуют на политику государства, политическая деятельность не является основной их целью (в отличие от политических партий), а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов. Как правило, эти общественные объединения стремятся воздейст­вовать на государство извне, тогда как политические партии добиваются овладевания самой государственной властью. Их главная задача - выявление и реализация интересов своих членов в той или иной сфере.

К основным формам воздействия общественных объединений на органы государства относятся участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в государственных органах. Принимая уча­стие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, могут участвовать в образовании избирательных ко­миссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты. С целью представления и защиты законных интере­сов своих членов общественные объединения могут принимать участие в работе государственных органов и учреждений (парламентские комиссии, под­комиссии, межведомственные комитеты, службы и т. д.), ориентировать органы власти и управления с целью учета интересов отдельных групп населения при разработке новых нормативных актов, при принятии решений, получать информацию от государственных органов, необходимую для выполнения своих целей.

Все это касается стран с демократическим политическим режимом, в странах с авторитарным и тоталитарным политическим режимом создание каких-либо общественных объединений на добровольной основе и их реаль­ное влияние на политическую жизнь невозможно. Если там и существуют так называемые общественные организации, то они не выполняют своих задач, а являются проводниками партийно-государственной политики.

Так, в Румы­нии до 1989 года родственники диктатора Н. Чаушеску возглавляли почти все общественные организации, одновременно занимая высшие государственные должности. В Центральноафриканской Империи (ныне Центральноафриканская Республика) император Бокасса возглавлял все общественные организа­ции, включая молодежную и женскую.

В РФ общественные объединения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются на 1) общественные организации, 2) общественные движения, 3) общественные фонды, 4) общественные учреждения и 5) органы общественной самодеятельности.

1) Общественной организацией - признается общественное объе­динение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. Членами общественной организации могут быть и общест­венные объединения при условии, что они прошли государствен­ную регистрацию в Министерстве юстиции, РФ или его террито­риальных органах и обладают статусом юридического лица. Ин­дивидуальное членство может быть оформлено различным обра­зом. В одних организациях может иметься лишь список членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты. Прием в члены организации осуществляется на основании письменного или устного заявления физического или юридического лица и оформляется специальным решением компетентного органа обще­ственной организации. На члена общественной организации могут возлагаться обязанности принимать активное участие в ее дея­тельности, уплачивать членские взносы и подчиняться решениям ее руководящих органов. В форме общественных организаций в Российской Федерации действуют профсоюзы, разного рода твор­ческие, спортивные и иные общественные объединения.

2) Общественным движением - признается общественное объеди­нение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Ее участником признаются граждане или общественные объединения, которые принимают активное участие в деятельности общественного движения, лично поддерживают проводимые им мероприятия. Таким образом, состав общественного движения яв­ляется непостоянным и самим движением не контролируется. В нем участвуют все желающие на период своей деятельности в этом движении. Прекращение активного участия в движении оз­начает одновременно и выход из него. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно-значимой поли­тической, экологической, социальной и иной проблемы.

В Российской Федерации в качестве движений зарегистриро­ваны такие общественные формирования, как Движение «Сол­датские матери», Межрегиональное движение рабочих предпри­ятий Всероссийского общества слепых, Движение «Демократи­ческая Россия», Всецерковное православное молодежное движе­ние (братство).

3) Общественный фонд - понимается как общественное объедине­ние, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступле­ний и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели.

Основное отличие общественного фонда от общественных ор­ганизаций состоит в том, что он не имеет строго фиксированного членства. Общественный фонд решает специфические задачи - накопление имущества для реализации социально-полезных целей - и не нуждается в массовом членстве.

4) Общественным учреждением признается объединение, созда­ваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сфе­рах.

Особенность данного вида общественных объединений состо­ит в том, что: 1) учредители предоставляют общественным учреж­дениям свое имущество на правах оперативного управления, т.е. Учреждение не может распоряжаться этим имуществом без согла­сия учредителей; 2) общественное учреждение создается для оказания каких-либо услуг учредителям и иным лицам, но не может сниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную прибыль между его учредителями; 3) для оперативного управления делами учреждения может создаваться коллегиальный орган. Этот орган избирается работниками учреждения,которые не являются его учредителями или потребителями услуг.

Коллегиальный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе, но не может распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем.

5) Под органом общественной самодеятельности понимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социаль­но-значимых проблем, возникающих у граждан по месту житель­ства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу в со­ответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.

Основные организационные особенности органа общественно­го самоуправления выражаются в том, что он создается для ре­шения задач, имеющих локальное, местное значение. Поэтому орган общественного самоуправления не имеет над собой каких-либо вышестоящих органов и организаций, а также постоянного членства. В случае государственной регистрации орган общест­венной самодеятельности приобретает права и может принимать обязанности юридического лица.

Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны. Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образо­вательных учреждениях, уличные, дворовые комитеты, образуе­мые населением по месту жительства, стачечные комитеты, орга­ны самоуправления, образуемые трудовыми коллективами пред­приятий, организаций, учреждений.

Правовое регулирование деятельности общественных организаций ба­зируется на конституционном праве на объединение, закрепленном в консти­туциях современных демократических государств (см. ст. 30 Конституции РФ). В законодательстве содержатся обычно сле­дующие предписания: условия образования общественных объединений и предъявляемые к ним требования (признается недопустимым образование объединений, интересы которых не совместимы с интересами личности, от­дельных социальных групп или общества в целом); требование обязательной систематической финансовой отчетности перед государственными органами; закрепление форм участия общественных объединений в деятельности госу­дарства.