avangard-pressa.ru

Государство. Подходы к пониманию государства: идеалистический, функциональный, организационный. - Политология

1)Идеалистический подход (Гегель):

Тезис=семья, антитезис=гражданское общество, синтез=гос-во.

2)Функциональный:

Гос-во определяется по функциям, например, у марксистов – это функция поддержания капитализма. Но субъектность гос-ва теряется из-за этого.

3)Организационный:

Гос-во = аппарат управления.

Методологические подходы к осмыслению сущности государства:

1) правовой:гос-во – это иерархия законов, скрепленная гос.суверенитетом (Кельзен)

2) исторический:от полиса – к гос-ву наций или империи

3) социально-антропологический:гос-во – мощный полит. институт, обладающий монополией на применение насилия.

4) политологический: гос-во = равновесие между полит.группами

- плюралистический(гос. Может быть не построено, т.к. синтеза может и не быть в сиду разлада),

- корпоративистский(гос-во как корпорация в интересах групп военных, бизнеса и др.)

-марксистский(базис=экономика, гос-во отомрет)

5) философский (или нормативный):

Абсолютистский (гос-во как власть монарха)

Конституционный(гос-во – совокупность целостных институтов, а конституция обладает ценностью)

Этический( гос = результат закономерного развития человека по отношению к природе, оно важнее индивида.

Черты государства:

суверенитет (способность гос влиять на то, что внутри него), публичность,легитимность, господство, территориальность (не только правительство, но и др.органы). Различение государства и правительства.

1)гос-во = не только правительство, но и др.органы

2)правительство более временно, чем гос-во

3)правительство=редство для гос-ва

4)власть гос-ва=власть законов, а правительство более личное

5)гос-во действует в интересах всего населения, правительство – в интересах партии или личностей.

Государство как политический институт:

1) благоприятные условия для акторов

2) гос-во может быть ограничено полит и неполит. акторами, но оно должно учитывать их интересы

3) гос-во предоставляет полномочия для других акторов

4) гос.структуры приоритетны по отношению к др.институтам

5) гос. аккумулирует и распоряжается ресурсами (бюрократия)

Функции государства:

1)охрана порядка

2)хозяйствования внутренние функции

3)идеологическая (нац.идея)

4)социальная

5)представительство на внешней арене внешние ф-ции

6)военная

Государство и социальные институты: государство и гражданское общество. Определение гражданского общества и разграничение его с государством. Стратегии взаимодействия гражданского общества с государством.

Типы государственного устройства: унитаризм, федерализм, конфедерализм. Определение федерации через: 1) позиционирование на спектре «унитаризм – конфедерация»; 2) разделение и делегирование суверенитета; 3) уровни формирования власти.

1)Федеративное(в состав федеративного государства входят автономии)

2) Конфедеративное (союз независимых государств для достижения общей цели)

3)Унитарное(подчинение центру)

В федерации суверенитет разделён на:

1) региональный

2) Внешний и внутренний

Унитарные и федеративные государства можно разделить по способу формирования власти:

- в унитарном федеральная власть формирует региональную

- в федеративном регионы делигируют полномочия центру

В конфедерации хорошо просматривается, что суверенитет неделим

Унитарные государства делятся на:

1) Симметричные

2)Асимметричные(большая часть территориальных единиц равноправны)

3)Регионалистские

Федерации можно разделить на:

1)Симметричные

2) Асимметричные

Формы правления.