avangard-pressa.ru

Государство, его функции и структура. - Политология

Государство —основной институт политической системы, орга­низующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, обществен­ных групп, классов и ассоциаций.Термин«государство» употребляется обычно в двух значения слова. В первом, широком смысле слова под государством понимается объединение людей на определенной территории на основе публичной власти. В этом случае синонимом понятия «государство» выступают понятия «народ», «страна». Во втором, узком значении слова под государством понимается специальный аппарат управления обществом. В этом случае синонимом понятия «государство» является понятие «государственная машина» как совокупность органов управления.

Функцииотражают основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью. Обще­принятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциямотно­сятся:- обеспечение законности и правопорядка; - хозяйственно-организаторская функция (выработка эконо­мической политики, регулирование экономических отношений, формирование госбюджета, управление нало­гообложением и т.д.); - социальная функция (социальная защита населения, развитие здравоохранения, пен­сионное обеспечение, решение экологических проблем); - культурно-воспитательная функция (развитие науки и культуры, системы образования, охрана исторических и художественных памятников, организация досуга и др.). Внешние функциигосударства составляют: защита интересов данного государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграции с другими странами, участие в международном разделении труда. Внешние функции закономерно вытекают из внутренних и являются их продолжением; вместе с тем они оказывают обратное влияние на внутренние функции.

Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учрежде­ний, составляющих в совокупности организационную структуру государства или государственный меха­низм.1) представительные органы государственной власти. Представительные учреждения получают леги­тимацию посредством волеизъявления граждан (всеобщие выборы). Они подразделяются на высшие предста­вительные органы (парламент), обладающие законодательной властью, и местные органы власти и само­управления, образуемые в соответствии с административно-территориальным делением страны; 2) исполнительно-распорядительные органы, или органы государственного управления. Назначение этих ор­ганов непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительную деятель­ность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осу­ществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Разли­чают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы; 3) органы судебной власти осуществляют правосудие, разрешение конфликтов и споров, восстановление нару­шенных прав, наказание нарушителей закона. Судебная власть осуществляется посредством конституцион­ного, гражданского, административного, уголовного и др. судопроизводства;

4) органы прокуратурыосуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами; 5) органы государствен­ного контроля; 6) органы охраны общественного порядка (милиция, полиция); 7) органы государственной безопасности; 8) вооруженные силы (армия).

Указанные органы могут иметь различное оформление и название. Ни одно современное государство не мо­жет существовать без представительных учреждений, администраций и судопроизводства. Что касается орга­нов прокуратуры, органов охраны общественного порядка, надзорно-контрольных органов, то они могут вхо­дить в систему исполнительно-распорядительной власти. Некоторые элементы государственного аппарата могут вообще отсутствовать в той или иной конкретной государственной структуре.

27. Формы государственного правления.

Под формой государства понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: 1) формы государственного правления; 2) формы государственного устройства; 3) политического ре­жима. При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим — его функциональную сторону. Различают две основ­ные формы государственного правления: монархию и республику. Монархия (от греч. monarhia – единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия. Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии. Абсолютная монархияхарактеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Отличительной особенностью конституционной монархииявляется ограничение власти монарха конституцией. Взависимости от сте­пени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограни­чены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх назначает правительство, которое ответственно перед ним. При парламентской монархиимонарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями. При парламентской монархии монарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями. У ряда монархий есть определенные особенности. Государство, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью, называют теократической монархией. Имеют место выборные монархии – объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выдвигают единого правителя (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В странах Содружества наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Гренада) формально главой государства является британский монарх, но его функции выполняет генерал-губернатор, назначаемый Короной по представлению правительства члена Содружества. Республика (лат. respublica от res – дело и publicus – общественный) — это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными и сменяемыми. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее развитие и рас­пространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики — президентскую, парламентскую и смешанную. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Классический пример президентской республики — Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления. В парламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Выделяют также "смешанную" республику.Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран.