avangard-pressa.ru

Государственное регулирование деятельности предприятий-монополистов - Маркетинг

Монопольное поведение предприятия на рынке товаров, услуг представляет собой искусственное создание экономически доминирующего (привилегированного) его положения, которое позволяет навязывать своим партнерам и обществу в целом собственные интересы, игнорируя их реальные потребности.Антимонопольная деятельность государства направлена на формирование конкурентной среды, предпринимательства в национальной экономике и предполагает особое регулирование цен.

В промышленности Республики Беларусь около 50 предприятий и объединений производят 100% продукции (МАЗ, МТЗ, БМЗ, Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, и другие). В республике выделяют следующие виды монополий:

· государственная монополия как экономическая среда предоставляющая исключительное право осуществлять отдельные виды экономической деятельности определенным государственным органам или иным специально уполномоченным субъектам права;

· естественная монополиякак экономическая деятельность, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), или соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с этим спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары;

· чрезвычайная монополиякак экономическая деятельность на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени;

· правомерная монополиякак разновидность государственной, естественной или чрезвычайной монополии.

В Республике Беларусь осуществляется регулирование цен на товары и услуги предприятий-монополистов в целях предупреждения, недопущения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и органов управления; пресечения недобросовестной конкуренции; обеспечения правовой защищенности добросовестной конкуренции; содействия развитию конкуренции на товарных рынках страны; совершенствования регулирования деятельности естественных монополий.

Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, включает: на республиканском уровне - перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке; на местном уровне - перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках областей и Минска.

Предприятие включается в Реестр при установлении факта доминирования хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке — исключительного положения хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Критерием определения доминирующего положения на рынке является доля хозяйствующего субъекта на рынке, превышающая предельную величину, устанавливаемую нормативными документами: для производителей продукции или услуг (кроме продукции производственно-технического назначения) предельная величина составляет для одного хозяйствующего субъекта 30 %, для двух - 54 %, трех -78 %, четырех — 95 %; для хозяйствующих субъектов - производителей продукции производственно-технического назначения эта величина равна соответственно 45, 67, 86 и 100 %.

Инструментами ценового регулирования для предприятий-монополистов являются: фиксирование цен; установление предельных цен, предполагающее их декларирование; установление предельного норматива рентабельности (отношение прибыли к затратам (себестоимости), выраженное в процентах).

При формировании отпускных цен субъектам хозяйствования предоставлено право дифференцировать рентабельность в разрезе наименований одной товарной позиции. В целом по этой позиции установленный предельный уровень не должен быть превышен. Предельный уровень рентабельности при ценообразовании у монополистов не применяется: на товары, цены на которые регулируются государственными органами; новые товары с использованием запатентованного изобретения или нового высокоэффективного производства в течение трех лет со дня постановки их на производство, остальные новые товары в течение года со дня постановки этих товаров на серийное производство; товары, производимые организациями, учредителями которых являются общества инвалидов.

Процедура декларирования цен в органах ценообразования включает: проект прейскуранта или декларации по рекомендуемой форме в двух экземплярах; пояснительная записка; отчетная и плановая калькуляция по данному виду продукции с расшифровкой статей затрат; информация об уровне цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги), реализуемые на товарном рынке республики или области; показатели финансово-экономической деятельности организации за предыдущий год и прошедший период отчетного года, в том числе данные о фактической рентабельности (к полной себестоимости, стоимости обработки) производства данного вида товаров (работ, услуг). При этом на товары легкой промышленности уровень цен декларируется не по каждому отдельному товару, а по ассортиментным группам, которые определяются субъектами ценообразования.

Утверждение или регистрация уровня цен (тарифов) в органах государственного управления осуществляется в течение 14 рабочих дней со дня представления материалов.