avangard-pressa.ru

Государственное регулирование торговли в СНГ - Торговля

Содружество Независимых Государств (СНГ) – это региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР.

Организация была основана 8 декабря 1991 г., когдаглавы РСФСР (Борис Ельцин), Белоруссии (Станислав Шушкевич) и Украины (Леонид Кравчук)подписали в Вискулях(Беловежская пуща) «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что СССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерения развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

13 декабря 1991 г. в городе Ашхабад (Туркменистан) состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом заседания стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.

21 декабря 1991 г. главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины подписали Алма-Атинскую декларацию, в которой излагались цели и принципы СНГ. Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ.

В 1993 г. действительным членом СНГ стала Грузия. Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 г.), до этого являвшаяся ассоциированным членом организации.18 августа 2009 г. Грузия официально покинула СНГ.

Туркмения не ратифицировала Устав СНГ и является ассоциированным членом организации

Украина не ратифицировала Устав СНГ, поэтому де-юре она не являлась государством-членом СНГ, относясь к государствам-учредителям и государствам-участникам Содружества. 8 декабря 2014 г. депутаты Верховной Рады начали обсуждать вопрос о выходе Украины из СНГ. 9 ноября 2016 г., в Верховную Раду был подан законопроект о выходе Украины из СНГ.

Во всех странах СНГ государственное регулирование и контроль в сфере торговли осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии сзаконодательством и в пределах их компетенции. Органы исполнительной власти и местного самоуправления проводят единую государственную политику в сфере внутренней торговли.

Азербайджан

Регулируют торговую деятельностьКабинет Министров,Министерство экономики и промышленности, Министерство иностранных дел.

Центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим осуществление государственной политики в сфере торговли, а также осуществляющим государственное регулирование, исследование состояния и подготовку прогнозных показателей развития данной области, является Министерство экономики и промышленностиАзербайджана (до 22.10.2013 г. Министерство экономического развития).В состав Министерство экономики и промышленностивходят подразделения: осуществляющие регулирование торговли: отдел экономической политики, аналитики и прогнозирования,отдел политики внешней торговли и всемирной организации торговли.

Основными целями торговой политики, проводимой в Азербайджанской Республике, являются:

- обеспечение экономической безопасности;

- создание инфраструктуры торговой деятельности современного типа;

- стимулирование развития национальной экономики;

- усовершенствование действующего законодательства;

- обеспечение равновесия платежного баланса;

- обеспечение доходов в бюджет;

- либерализация внешнеэкономической деятельности;

- интеграция в мировую экономику;

- вступление во Всемирную торговую организацию;

- выполнение обязательств по международным договорам.

Нормативные документыАзербайджанской Республики:

1 Таможенный кодекс Азербайджанской Республики, утвержденный Законом АР №164 от 24.06.2011 г. Определяет основные принципы и цели единой таможенной политики, устанавливает порядок и условия перемещения через таможенную границу АР и транспортных средств, взимание таможенных платежей, таможенного оформления и контроля. Вступил в действие с 1 января2012 г.

2 Закон«О защите прав потребителей» от 19 сентября 1995 г. № 1113 (с изменениями на 29 июня 2012 г.);

3 Закон«О стандартизации» от 16 апреля 1996 г. № 60-IQ. Усовершенствованная версия закона «О стандартизации», представленная в октябре 2016 г., предусматривает создание законодательных основ реформирования этой сферы в связи с переходом к системе технического регулирования(аналогичной европейской);

4 Закон«Об авторском праве и смежных правах» от 5 июня 1996 г. № 115-IQ;

5 Закон«Об электронной торговле»от 10 мая 2005 г. №908-IIГ;

6 Закон«О пищевых продуктах» от 18 ноября 1999 г. № 759-IQ (с изменениями на 30.09.2015 г. №1334-IVQD);

7 Правила регулирования импортно-экспортных операций в АР, утвержденным Указом Президента АР от 24 июня 1997 г. № 609 «О дальнейшей либерализации внешней торговли в Азербайджанской Республике», с изменениями, внесенными Указом Президента Азербайджанской Республики от 14 мая 2010 г. № 260.

8 Закон«О специальных экономических зонах» (СЭЗ)(№791 от 14 апреля2009 г.). Целью их создания является ускорение развития предпринимательства и всей экономики в стране путем привлечения инвестиций, организации новых конкурентоспособных производственных и обслуживающих отраслей на основе применения особого правового режима и современных технологий.

Армения

Регулированием торговли занимаютсяКабинет министров илиПравительство Республики Армения,Министерствоэкономического развития и инвестиций (до октября 2016 было Министерство экономики), Министерство иностранных дел.

Министерство экономического развития и инвестиций Республики Армения является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с нормами и принципами Всемирной торговой организации (ВТО).

Республика Армения – полноправный член ВТО с 5 февраля 2003 г., член Евразийского экономического союза (ЕАЗС) с 2 января 2015 г.

Целями торговой политики Республики Армения являются:

– либерализация внешней торговли, упрощение механизма экспорта и импорта, тарифного и нетарифного регулирования;

– защита интересов товаропроизводителей, содействие увеличению экспорта местной продукции;

– содействие развитию внешних экономических связей;

– содействие целенаправленным мероприятиям по обеспечению качества импортируемой продукции в целях защиты прав потребителей;

– содействие предотвращению незаконного продвижения через таможенную границу наркотиков, оружия, предметов исторического, этнографического и культурного значения, а также подлежащих уничтожению растений и животных.

Нормативные документыРеспублики Армения:

1 Закон РА «О таможенном регулировании»от 30 декабря 2014 года №ЗР-241. В соответствии с этим закономутратил силу со 2 января 2015Таможенный кодекс РА от 6 июля 2000 г.в связи с вступлением Армении в Евразийский экономический союз;

2 Закон РА от 20 июля 2001 г. №ЗР-197 «О защите прав потребителей» (с изменениями на07.07.2016 г. №ЗР-118);